4.1. Исторические предшественники первых кооперативов. "Большая артель" декабристов

В России, как и в зарубежных странах, издавна существовали докооперативные, предкооперативные формы объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей. К таким формам в нашей стране относились прежде всего крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина, взаимопомощь и т.
д.
Русская община, называемая миром, объединяла в каждом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство. Община руководствовалась принципом семьи, где справедливым "отцом" было общее собрание, сход крестьян; любое решение на нем принималось единогласно; ни один член общины не мог быть исключен из него. Община выполняла ряд функций: хозяйственную (например, регулярное перераспределение пашни между домохозяйствами), фискальную (сбор подати), административную (рассмотрение споров, набор рекрутов), социальную (вспомоществование сиротам, вдовам) и даже воспитательную (соблюдение населением нравственных норм). Некоторые общины имели "завет" (устав).
При выполнении отдельных работ (например, при строительстве дорог, мостов) община могла делиться на артели. Исследователь Николай Калачёв (1819-1885) утверждал, что следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к XI-XII векам, хотя само слово "артель" вошло в употребление несколько позже. Артели создавались на устном или письменном договоре и лишь впоследствии на уставе. В самобытную артель объединялись несколько лиц, соединяющихся своим капиталом и трудами или только трудами, для какой-либо работы, промысла, предприятия. В артелях существовала круговая порука: артельщики отвечали друг за друга. Были артели ярыжных (схожие с артелями бурлаков), каменщиков, скоморохов, нищих, разбойников, ломщиков соли, старателей, смолокуров и др. Потом появились биржевые, торговые и харчевые артели, в артели объединялись арестанты в местах заключения и солдаты в полках. Создавались также офицерские артели1.
Складчина как проявление артельного начала применялась для совместного промысла и предпринимательства, покупки потребительских товаров или устройства общего празднества.
Традиционная взаимопомощь (по-другому - помочь) широко практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо заготовить сено, построить дом, соорудить колодец и т. д.
Общины и артели, не будучи кооперативами в строгом смысле, имели ряд общих черт с классическими кооперативами: самодеятельность, самоуправление, равенство прав участников, элементы социальности, коллективизма и др. Вместе с тем в общинах и артелях было больше элементов случайности, неорганизованности, а зачатки кооперации в них существовали в неразвитой, зародышевой форме. Что касается членства, то в консервативной общине оно было принудительным, а в бытовые артели люди вступали добровольно. Будучи мало развитой формой кооперативного товарищества, отдельные артели (например, в тюленьем, рыбном промыслах) приносили выгоду и состоятельным людям, предоставляющим свои орудия труда (лодку, сети), хотя в большинстве своем (особенно трудовые артели) были полезны малоимущим, простым труженикам.
Общины и артели, исчерпав свои функции, впоследствии постепенно сошли с исторической арены. Кооперация, наоборот, начала развиваться по восходящей линии. Но между старыми социальными институтами и новейшими кооперативными обществами все-таки существовала некоторая преемственность. Будущее произрастает из прошлого. Как писал Пушкин: "И старым бредит новизна".
Докапиталистическая предыстория кооперации нашей страны связана с именами декабристов, которые заявили о себе как некое духовное сообщество, выступили против своих сословных интересов и "действовали по велению совести" (академик Дмитрий Лихачев). Люди, выдвинувшие программу установления конституционного строя в России, объединились на сибирской каторге в "Большую артель", речь о которой пойдет ниже. Пока отметим лишь, что они вплотную подошли к организации потребительской артели с характерными для кооператива принципами.
В оценке "кооперативности" артели декабристов за последнюю треть века отчетливо выявились две точки зрения.
Сторонники первой (профессор Степан Днепровский2, сибирский ученый Иван Коряков и др.) полагали, что узникам-декабристам, безусловно, удалось учредить в 1831 г. первое в России подлинное потребительское общество (кооператив). Эту версию ныне официально разделяют органы потребительской кооперации страны. Более того, "Исторический справочник кооперативного движения", изданный недавно в США, датирует возникновение кооперативов в России 1825 г. (конечно, ошибочно) и "Большую артель" декабристов называет потребительским кооперативом (конечно, не совсем без основания).
Ученые сторонники другой точки зрения (сибирский историк Борис Иванов, московский экономист Александр Соболев и др.) отказывают "Большой артели" в статусе кооператива. Чем это мотивируется? Тем, что артель существовала в специфических условиях тюрьмы, устав артели не был надлежащим образом зарегистрирован в государственном органе, дореволюционные историки кооперации в прошлом что-то не писали об артели декабристов как о кооперативе. Отдельные современные исследователи рассматривают эту артель всего лишь как обычную тюремную артель, традиционно существовавшую в пенитенциарных учреждениях, только в данном случае созданную "вельможными заключенными", т.е. декабристами, выходцами в основном из элитных слоев российского общества.
Какова же, в двух словах, история "Большой артели", привлекшей столь пристальное внимание ученых и кооператоров-практиков в стране и теперь уже известной за пределами России? Сосланные в Сибирь на каторгу после неудавшегося восстания 14 декабря 1825 г.
декабристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с общественным питанием и огородами. Артель представляла собой добровольную организацию, руководитель которой избирался декабристами. Сначала руководителем (хозяином) артели был по выбору декабрист, бывший полковник Иван Повало-Швейковский (1787-1845), тот, кто в далеком 1814 г. со своим батальоном первым вступил в Париж. Через год его сменил декабрист, бывший поручик барон Андрей Розен (1800-1884), человек умный, порядочный, смелый и предприимчивый. Он потом вспоминал, что декабристы-соузники "решительно все делили между собой: и горе, и копейку". Третьим хозяином артели стал декабрист Павел Бобрищев-Пушкин (1802-1865), одновременно математик, поэт, столяр и портной-самоучка. В Чите артель еще не имела устава и в течение трех лет действовала на основе договора.
В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровский Завод (ныне г. Петровск-Забайкальский Читинской области). Здесь они приняли устав артели, разработанный комиссией в составе девяти декабристов. Составление устава было разрешено царским генералом — комендантом острога Станиславом Лепарским (1754-1837). Организация получила привычное в русском народе название артели, а позднее стала именоваться "Большой артелью". Терминов "общество потребителей" и "кооператив" в России еще не существовало. В 1832 г. декабристы создали "Малую артель", представлявшую собой общество взаимопомощи с функциями ссудно-заемного товарищества.
Устав "Большой артели" был принят декабристами без голосования 2 марта 1831 г. Он состоял из 13 разделов, 106 параграфов. Полный текст устава впервые опубликован в "Записках"1 декабриста Николая Басаргина (1799-1861), который одно время был избран хозяином (руководителем) этой артели.
Каковы основные положения этого обширного документа, составленного еще до выработки рочдейлских принципов?
Во-первых, цель артели декабристов заключалась в удовлетворении личных потребностей ее участников. Для достижения поставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов артели, стоимости пайка мукой и денежного довольствия от казны. Артель не преследовала цели получения прибыли.
Во-вторых, артель строила свою деятельность на началах самоуправления. Важным органом артели была выборная постоянная комиссия (управление), состоявшая из хозяина (председателя), закупщика товаров и бухгалтера-казначея. Избирался также огородник. Несение этих общественных должностей было обязательным.
В-третьих, обеспечивались демократические выборы в органы управления и контроля путем тайного (закрытого) голосования. Членство в артели было добровольным, и каждый ее участник имел право одного голоса.
Самыми активными выборными руководителями "Большой артели" были декабристы Николай Басаргин, Дмитрий Завалишин, Иван Горбачевский, Александр Поджио, Иван Пущин, Александр Сутгоф, Иван Якушкин.
В-четвертых, средством достижения цели артели являлась ее экономическая деятельность.
Для удовлетворения нужд и потребностей своих 70 участников "Большая артель" вела многогранное хозяйство. Она занималась общественным питанием (в форме совместного довольствия) и розничной торговлей, имела огороды по соседству с тюрьмой, откармливала закупленный гуртом для забоя скот, сбывала излишки овощей со своего огорода местным жителям. Декабристы организовали бытовые мастерские (портновскую, обувную, переплетную), открыли аптеку, парикмахерскую, прачечную и баню. Скромная по объему торговая деятельность охватывала частично и прибывших в Сибирь вслед за мужьями жен декабристов с детьми и прислугой, которые проживали вне острога.
Выборные лица артели аккуратно вели в книгах утвержденной формы бухгалтерский учет движения денежных сумм по системе двойной записи. Устав артели свидетельствует о подлинной гласности в ее работе, о том, что бухгалтерские книги были доступны каждому участнику для наведения какой-либо справки.
"Большая артель" просуществовала до 1836г. Она самоликвидировалась в связи с тем, что к тому времени большинство узников, отбыв назначенные им сроки каторги, покинули тюремные камеры и отправились на поселение. Образованные люди своего времени, декабристы были знакомы с западноевропейской литературой, с трудами социалистов-утопистов. Не исключая возможности влияния на декабристов идей утопического социализма, необходимо, однако, отметить, что самобытные артели они создавали сугубо на практической основе.
"Большую артель" нельзя рассматривать как рядовую тюремную артель, и, конечно, очевидно, что она — не обычный "общак" заключенных. По форме артель декабристов была близка к кооперативу, по существу же являлась видом взаимопомощи. Не случайно, что вышедшая в 1999 г. первая книга многотомного фундаментального труда "Кооперация. Страницы истории", издаваемого Институтом экономики Российской академии наук, открывается специальной статьей и обширной подборкой документов и материалов, характеризующих артельную деятельность декабристов. Редактор этого труда профессор Надежда Фигуровская организацию "Большой артели" назвала "выдающимся историческим фактом".
Итак, возникновение первых кооперативов в России было предвосхищено наличием традиционных полукооперативных форм объединения и взаимопомощи. "Большая артель" явилась одной из переходных форм к образованию различных кооперативов. До начала массового кооперативного движения в России оставалось еще несколько десятилетий.
<< | >>
Источник: К.И. Вахитов. История потребительской кооперации России. 2007
Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 4.1. Исторические предшественники первых кооперативов. "Большая артель" декабристов:

  1. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ
  2. АРТЕЛЬ
  3. 8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
  4. Поскольку девушка всегда хотела бы больше отды- хать, соответственно, тратить на проведение досуга больше денег, она
  5. Глава 3. КАРЛ МЕНГЕР И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ
  6. Чем выше цены, тем больше денег требуется для совершения каждой сделки и тем больше средств будет
  7. Производственные кооперативы
  8. Кооперативы
  9. 7. У. Петти – предшественник классической школы в Англии
  10. 10. П. Буагильтер – предшественник классической школы во Франции
  11. Статья 107. Понятие производственного кооператива
  12. 18 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ
  13. КООПЕРАТИВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
  14. 3.2. Схоласты испанского золотого века как предшественники австрийской школы
  15. Статья 109. Имущество производственного кооператива
  16. Статья 110. Управление в производственном кооперативе
  17. Глава 20 Российские вариации первых школ политэкономии
  18. ГЛАВА 20 РОССИЙСКИЕ ВАРИАЦИИ ПЕРВЫХ ШКОЛ ПОЛИТЭКОНОМИИ