19. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ


Перемены в умонастроениях общества были связаны с процессом секуляризации – освобождения от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни, науки. Идеологией Возрождения стал гуманизм. Гуманизм зародился в Италии, затем он распространился по всей Западной Европе. Гуманистическое мировоззрение признало достоинства человеческой личности и ее творческих способностей, мораль, оправдывающую «честное обогащение», радости мирской жизни. Венцом успеха стали считаться престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль человека. Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство. В отличие от средневековой традиции они не считали бедность атрибутом нравственной жизни. Осуждались страсть к стяжательству, неумеренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дворянства противопоставлялись бережливость, честные методы накопительства, щедрые траты на образование, меценатство. Большинство гуманистов стояло на антифеодальных позициях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.
В XV–XVI вв. католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызывало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. В политически раздробленной Германии князья желали ограничить всевластие церкви, но не имели для этого реальной силы.
Бурный экономический и социальный подъем в обстановке неблагоприятных условий национального развития явился причиной Реформации – события, общего для ряда европейских стран.
Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483–1546), который критиковал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524–1525 гг. В ходе нее усилилась светская власть. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами». Часть немецких земель осталось в лоне католичества.
В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484–1531). Сменивший его Жан Кальвин (1509–1564) завершил Реформацию в Швейцарии. Кальвин считал, что главная обязанность христианина – делать свое дело честно, добросовестно, старательно. Каждый служит Богу на своем месте, учил Кальвин. Его учение распространилось во Франции (гугеноты) и Англии (пуритане).
<< | >>
Источник: Коллектив авторов. История экономики: Шпаргалка. 2010

Еще по теме 19. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ:

  1. Глава 4. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: РЕНЕССАНС, РЕФОРМАЦИЯ, ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
  2. Глава 7. ВОЗРОЖДЕНИЕ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ
  3. 7.2. Ротбард, Кирцнер и возрождение австрийской школы
  4. 9.2. Национальные программы возрождения экономики
  5. 9.2. Национальные программы возрождения экономики
  6. 6.2. Правовые основы возрождения потребительской кооперации
  7. Поворотный пункт: закат или возрождение?
  8. 66. Причины кризиса кейнсианства и возрождение либерализма в середине 70-х годов XX века
  9. Специфика цикличности развития в конце XX в.
  10. Тема 5 Экономическое положение развитых капиталистических стран между первой и второй мировыми войнами (1919-1939гг.).
  11. Тема 6 Страны с развитой рыночной экономикой после второй мировой войны.
  12. Часть 5. ВЫВОДЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  13. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  14. 3.4. Экономический быт и хозяйственная культура средневековья
  15. ЛИТЕРАТУРА