загрузка...

1.1. Введение в теорию налогов

.
Теория, как известно, означает исследование и обобщение опыта, общественной практики, в результате чего выявляются объективные закономерности в различных сферах развития природы и общества. Совокупность обобщенных положений образуют теоретические основы какой-либо науки или ее раздела.
Рождение теории налогов было долгим несмотря на то, что сами налоги возникли вместе с появлением государства, дополнялись и преобразовывались вместе с развитием государства. Первый русский финансист Н.И. Тургенев (1789-1871 гг.) в своем научном труде «Опыт теории налогов» (1818 г.), раскрывая общественное предназначение налогов, писал: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении в общество или при составлении государства». Позже один из основоположников научного социализма Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) отмечал: «Для содержания публичной власти, существующей в каждом государстве, необходимы взносы граждан – налоги. Последние были совершенно неизвестны родовому обществу».
Именно экономическая теория стала источником становления и выделения учения о доходах государства и его расходах – финансовой науки. Практика налогообложения, как и финансы государства, на два тысячелетия старше теории налогов, как самостоятельного раздела науки. Налоги рассматриваются как механизм финансовых отношений в экономической жизни общества, как инструмент изъятия части создаваемого общественного продукта в казну, в бюджет государства.
Отдельные высказывания философов и политиков о налогах в рамках развития учения о государстве постепенно формировали теоретические начала, раскрывающие сущность налога, его внешние формы, экономическую и правовую природу, принципы установления, взимания и аккумуляции платежей в казне. Налоги появились в далеком прошлом и на протяжении тысячелетий представляли собой сборы, шедшие божеству (храму, священникам) и императору, королю, монарху. Формы сбора и обозначения налога различались между собой: подать, дань, сбор, пошлина, десятина.
На ранней стадии общественного развития, когда еще не возникли государства как таковые, а существовали ранние формы государственной организации общества (управляемые олигархиями города-государства в греческом мире и на Аппенинском полуострове, а также теократическими династиями в Египте и Передней Азии), типичной формой сбора было жертвоприношение властителю или богу. Принесение дара по обету или дара в поклонение на добровольной основе в конечном счете трансформировалось в налог в таких древних теократических государствах, как Египет, Библейские Иудея и Самария. В этих ранних государствах разграничительная черта между жертвоприношением и налогом была размыта. Основной критериальный признак определения налога состоял в следующем: является ли сбор инструментом общественного принуждения и поступает ли его уплата в какой-либо общественный институт, обладающий качествами государства.
В городах – государствах (Рим, Афины, Спарта, Фивы и др.) услуги государству оказывались в форме личного участия знатных граждан в общественных делах, а само государство функционировало в результате их совместных действий. Тогда государство еще не управлялось оплачиваемыми чиновниками, а государственные должности были почетными и избранные на эти должности лица для выполнения общественных дел (res publica) использовали часть собственных средств и имущества. Строительство общественных зданий и зрелищных мест, дорог и мостов осуществлялось силами граждан (управляющих) с использованием рабского труда. Поскольку общественное самоуправление нуждалось в сравнительно небольших средствах, то своих граждан налогами не облагали. Прямые денежные сборы в форме дани взимались с побежденных либо попавших в зависимость народов. Косвенные налоги в виде пошлин и разных сборов уплачивали иноземные купцы и торговцы в расчете на ввозимые, складируемые и предлагаемые к продаже товары.
Вплоть до начала XIX века налоги играли незначительную роль в формировании доходов государства, более того к ним прибегали в исключительных случаях не только в древние, но и в средние века. Наиболее распространенный и взимавшийся в средневековье в различных формах налог назывался «aide» означавший по-французски «помощь», «stiura» – по-немецки «поддержка».
Поэтому средневековые поздние государства нельзя было называть налоговыми, каковым можно считать только такое государство, деятельность которого финансируется в значительной мере (более чем наполовину) за счет налоговых поступлений государственного бюджета. Но и в том, и в другом случаях бесспорным остается одно: наличие основополагающих связей между государством и налогами.
Активное формирование общественных структур государства на рубеже XIX и XX веков и наступление эры за передел мира потребовали увеличения доходов казны, что и стало толчком к ускоренному становлению института налогов государства в промышленно развивающихся странах.
Доля налоговых поступлений в доходах государства накануне первой мировой войны (1913 г.) в европейских странах перевалила за 80% (Германия – 80,3%, Англия – 83,1%, Франция – 84,2%), но в Российской империи оставалась на уровне 35,5%, благодаря доходам от казенной винной монополии и казенных железных дорог. При этом уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение суммы налоговых поступлений к национальному доходу, в Германии составлял 11,9%:, в Англии – 11,5%, во Франции – 13,8%., а в США – 6,4%. В Российской империи этот показатель равнялся 11,0 процентам.
<< | >>
Источник: А.З. Дадашев. Курс лекций по блоку учебных дисциплин по налогам и налогообложению. 2007

Еще по теме 1.1. Введение в теорию налогов:

  1. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  2. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  3. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  4. Тема 1. Введение в экономическую теорию
  5. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  6. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  7. Раздел I. Введение в экономическую теорию
  8. Е.Б. Бедрина, О.А Козлова., Т.А. Саламатова, А.В. Толпегин. Введение в экономическую теорию, 2009
  9. § 5.4. Установление, введение и отмена налогов. Налоговая реформа
  10. Приложение 1 Отклики на «Общую теорию»
  11. Приложение 1 Отклики на «Общую теорию»
  12. Глава 15 Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию
  13. ГЛАВА 15 ВКЛАД АЛЬФРЕДА МАРШАЛЛА В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  14. 27.Одним из первых высказал идеи, вошедшие составной частью в теорию предельной полезности, немецкий экономист Г. Госсен. Его именем названы два закона; в чем их существо?
  15. введение
  16. ВВЕДЕНИЕ
  17. 3.1.5. Проверка отдельных показателей декларации по налогу на прибыль на соответствие их нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций - анализ налоговой базы по налогу на прибыль организаций