2. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория


М.И. ТУган-Барановский" соединил в себе ученого-экономиста) социального философа, озабоченного проблемой построения новог общества, которое бы отвечало кантианскому принципу верховна ценности человеческой личности.
Как ученый-экономист он стремил) познать объективные законы капиталистической экономики и еде немало в таких областях, как теория ценности, рынков и кризис^ история народного хозяйства и экономической мысли. Вместе с ¦
" Михаил Иванович Туган-Барановский (1865—1919) родился в Харьк^ ской губернии в дворянской семье, окончил естественный и юридическ факультеты Харьковского университета, в 1894 г. в Московском унинерси те защитил магистерскую диссертацию, а Е 1898 г. — докторскую диссер цию. С 1895 по 1918 г. преподавал в ведущих вузах Санкт-Петербурга и Мо вы. После Октябрьской революции переехал в Киев, непродолжитель время был министром финансов в правительстве Центральной рады, за отошел от активной политической деятельности, преподавал в Kneecii университете, участвовал в кооперативном движении, был одним из оси вателей Украинской академии наук. Умер по дороге в Париж, куда напрлН лялся в составе делегации Директории как советник по экономическим ш просам.
390
[ не только признавал неизбежность этической обусловленности по-итической экономии, но и руководствовался нравственным крите-чем при разработке важнейших понятий политэкономии.
Для Туган-Барановского единственно приемлемым нравственным ?итерием был кантианский принцип верховной ценности, а следо-цтельно, равноценности человеческой личности. Он считал канти-цское учение об этическом идеале огромным достижением общест-виной мысли Нового времени, полагал, что этот принцип является ентральной идеей современного этического сознания и является 5щеобязательным «для всех людей с нормальным нравственным знанием»12. Именно общепризнанность этического идеала может ружить гарантией объективности (критерий которой, заметим, он 1 формулирует), и в этом случае обе части политэкономии — прак-кческая и теоретическая — оказываются внутренне связанными. По пению Туган-Барановского, только этот принцип и может стать еди-i точкой зрения на хозяйство, позволяющей, как он писал, возвысься над противоположностью интересов, в том числе и классовых, избежно отражающихся и на теоретической политэкономии. Гаран-Ьй объективности науки, построенной таким образом, он считал |енно общепризнанность этого этического принципа для данного 1ества в данных исторических условиях. Непосредственным результатом утверждения этого принципа ста-[возможность объединения теории предельной полезности и тру-рой теории стоимости.
Туган-Барановский полагал, что признание труда основой стоимо-h, возможность сравнения всех видов труда и их объединения в поре общественного труда и есть признание верховной ценности че-ческой личности. «В процессе производства принимают участие только человек, но и средства производства. Почему же мы рассма-Ьнаем весь продукт как созданный только человеческим трудом? [чему же мы признаем только труд человека активным деятелем про-родства? И почему, с другой стороны, мы приравниваем в этом от-иснии между собой все виды труда без различия? Почему мы счита-|все виды труда человека сравнимыми между собой и соединяем их в \iy общую массу, одно общее понятие общественного труда?
Вез сомнения, потому, что мы молчаливо исходим из руководя-|й этической идеи политэкономии — верховной ценности, и пото-|раиноценности человеческой личности»'1.
»i .I i
" Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. 3-е изд. Пп, |S. С. 30. " Там же. С. 63-64.
391
С другой стороны, именно человек определяет субъектив полезность данного блага, оно становится ценным не само по с а в оценке человека, Важным моментом в рассуждениях уче( было утверждение, что субъективная ценность блага зависит oi количества, а оно в свою очередь для свободно воспроизводи товаров — от объема затраченного труда. Здесь и обнаружива возможность соединения двух моментов: объективного и субг тивного.
Туган-Барановский не ограничился констатацией этого фак сформулировал теорему, устанавливающую количественные соо. шения трудовых затрат и ценности при оптимальном распределении ресурсов. «Если производство руководится основным хозяйственны^ принципом — стремлением к достижению с наименьшей затрате наибольшей пользы, — то отношения предельных полезностей снй бодно производимых продуктов и их трудовых стоимостей равны»* Это утверждение было высказано в статье «Учение о предельной i лезности хозяйственных благ как причина их ценности»15, в ней ; приведен пример (в духе тех, которые использовали представите^ австрийской школы), подтверждающий его правильность16. Но основе этой иллюстрации Туган-Барановский сделал следующий в* вод: «Мы постарались показать, что тпп (теория предельной поле ности. — Ред.) не только не составляет опровержения взглядов Р| кардо или Карла Маркса, но что, напротив, эта теория, правиль^ понятая, составляет неожиданное подтверждение учения о ценное названных экономистов. Менгер и его школа исследовали субъекти ные причины ценности, Рикардо и его последователи - объекти! ные. До работы Менгера можно было думать, что оценка блага по ejj хозяйственной полезности не соответствует оценке того же 6jiaraj трудовой стоимости последнего. Теория предельной полезности!
и Цит. по: Столяров Н.А. Аналитическое доказательство предложен г. Туган-Барановским политико-экономической формулы: предельные! лезности свободно производимых продуктов пропорциональны их трудо| стоимостям. Киев, 1902. С. 4.
14 Туган-Барановский М.И. Учение о предельной полезности хозя( венных благ как причина их ценности // Юридический вестник. 1890. [ Кн. 2.
16 Туган-Барановский рассуждал следующим образом. Пусть есть дп?| вара А и В, трудовые затраты на единицу которых относятся как 1 к. 2. \ лы полезностей этих товаров таковы: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 4, 3, 2, 1,0. flped ложим, что есть 10 единиц труда. В этом случае максимум полезности [ достигается при производстве 8 единиц/) и 1 единицы В, причем отноше их предельных полезностей равно 2 : 4.
392
к;гзывает, что оба принципа оценки находятся между собой в согласии, которое тем больше, чем в большей мере распределение народною труда подчинено хозяйственному принципу»17. Он делает еще один вывод, важный для его будущих рассуждений о социализме: •Трудовые стоимости продуктов играют решающую роль в установлении хозяйственного плана - распределении производства между [ишичньши отраслями»18.
Иллюстративный характер доказательства тезиса о пропорциональности трудовых затрат и предельных полезностей воспроизводимых благ, предложенный Туган-Барановским, был в 1902 г. в рабо-Iс экономиста киевской экономической школы (представителей которой, заметим, отличал большой интерес к использованию матема-¦¦ тики) Н.А. Столяровадополнен строгим алгебраическим доказательством . Столяров решал стандартную задачу нахождения условного чкегремума, причем целевой функцией была функция общественной полезности или, как он писал, пользы, а ограничением - совокупный объем трудовых ресурсов. При условии, что общественная полезность любого блага зависит от количества только этого блага, ча-t'1'ные производные целевой функции совпадают с предельной по-JILMI гостью соответствующих благ, что и позволяет легко получить искомое соотношение. Эта небольшая работа оказалась по существу одной из первых математических работ в области общественной функции полезности и предвосхитила идею народнохозяйственного оп-¦шмума, которая в виде системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ) активно разрабатывалась в нашей стране в 60-е
1ОДЫ.
Вклад Туган-Барановского в собственно экономическую теорию ¦ nil jaH с разработкой проблем реализации, циклов и кризисов, денег, 11роблеме циклов посвящена его первая крупная работа — «Периодические промышленные кризисы» (1894), в которой, оп ираясь на статистический материал по истории промышленных кризисов в Англии и Критический анализ предшествующих теорий рынка, ученый предложил разрешение проблемы реализации для случая расширенного ¦роизводства и объяснение периодичности кризисов и механизма нклов. Он попытался дистанцироваться от двух наиболее влиятель-мх позиций поданной проблеме: идущей от Сэя и отрицающей воз-
' Там же. С. 228.
1 Туган-Барановский М.И. Австрийская школа // Мир божий. 1901. , XГI С. 217.
1'' Столяров Н.А Указ. соч.
393
можность общего перепроизводства, и опирающейся на концепцию недопотребления, прежде всего в ее марксистском варианте, и придающей перепроизводству характер перманентного явления.
Туга н-Баранове кий предложил собственное решение проблемы рынка, суть которого состоит в том, что «при пропорциональном рас пределении общественного производства (между производствол средств производства и предметов потребления для разных классов. ¦ Ред.) никакое сокращение потребительского спроса не в силах вьн звать превышения общего предложения продуктов на рынке сравнительно со спросом на последние»20. Ечавным моментом в его аргуме: i тации было признание того, что потребление не является единствен ным и главным фактором, определяющим размеры рынка. Послед ние зависят прежде всего от спроса на средства производства. Здсс i. можно заметить истоки той линии рассуждений относительно глаи ной причины нарушения макроэкономического равновесия, которая сегодня связывается с именем Дж.М. Кейнса. Речь идет, разумеется о признании лидирующей роли инвестиций в развитии циклически го процесса.
Общий смысл рассуждений Туган-Барановского сводился к еле дующему. При увеличении доли прибыли, направляемой на прои < водство, действительно уменьшается потребление капиталистов, по увеличивается спрос на средства производства и на рабочую сич\ Соответствующим образом изменяются и пропорции производи ва: производство средств производства растет более высокими тем пами,чем производство предметов потребления. Очевидно, что п^ добный рост неизбежно должен прекратиться, и его внезапная тановка и есть кризис, во время которого указанные пропорции «F сильственным» образом восстанавливаются. Кризис предстает ситуация общего перепроизводства. Толчок кризису может дать: репроизводство одного товара, затем ситуации перепроизводства! одном рынке через механизм цен и доходов передается на эконол ку в целом. Следовательно, утверждает Туган-Барановский, проС ма заключается в пропорциональном развитии экономики, «п| пропорциональном распределении производства никакое сокра!. ние потребительного спроса не в состоянии вызвать превышеь общего предложения над спросом... И ясно, что никогда не моя быть действительного общего перепроизводства товаров; возмо| но лишь частичное перепроизводство их»21.
Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризис] СПб., 1914. С. 222.
21 Кондратьев Н.Д М.И. Туган-Барановский. Основные черты его на)| ного мировоззрения. М., 19.., С. 13.
394
Важную роль в развитии кризиса, а также в восстановлении пропорций Туган-Барановский отводил кредиту, который придает любым колебаниям характер лавинообразного процесса. Здесь он следовал в русле кредитно-денежной теории цикла, которая рассматри-нпсг циклический процесс сквозь призму соответствия между спросом на ссудный капитал, определенным потребностями производст-liii, и его предложением со стороны банков. Иными словами, в дан-Ном случае по существу затрагивается хорошо известная благодаря Кейнсу проблема равновесия между сбережениями и инвестициями (причем признается, что в отличие от процесса сбережений, который достаточно стабилен, инвестиции осуществляются импульсами), .1 мкже проблема воздействия инвестиций на производство, т.е. про-Лпема мультипликатора. В фазе подъема, когда инвестиционная активность велика, инвестиции финансируются не только за счет текущих сбережений, но и за счет накопленных ранее, т.е. в фазе депрессии, запасов свободных капиталов. Согласно этой теории кризису предшествует финансовая паника, вызнанная исчерпанием резервов i пого капитала, а подъему - восстановление этих резервов. Ту-i Барановский даже сравнивал этот процесс с паровой машиной, в i рой капитал — пар, который, расширясь, двигает поршень — про-мы тленность.
Сегодня можно сказать, что модель Туган- Барановского была пер-noii и самой оригинальной «из целого семейства моделей цикла, в основе которых лежало соотношение между сбережениями и инвес-пшпями, среди приверженцев которых наиболее значительными i i Шпитгоф, Бунятян, Кассель и Кейнс, когда он писал "Трак->'2.
К этой оценке известных ученых можно добавить, что среди I ких экономистов идеи Туган-Барановского разделяли В.Я. Же-ов, И.М. Кулишер, В.К. Дмитриев. Что же касается теоретичес-i новаций при исследовании цикла, то следует отметить, что Ту-Ьарановский, по существу, попытался соединить макроэкономики (агрегатный) подход со структурным, и значение этой попыт-1Я экономической теории трудно переоценить. Анализ экономической конъюнктуры не может считаться завер-чым без обращения к проблемам денег и их стоимости. При ис-овании циклов и кризисов Туган-Барановский, по существу, Сс-i в стороне этот круг проблем, обратившись к ним в работе «Бу-ные деньги и металл», написанной в 1917 г. В этой работе он вы-ул так называемую конъюнктурную теорию денег, которая про-
' Screpanti E., Zamanti S. An Outline of the History of Economic Thought. >Klord, 1993. P. 220.
395
тивостояла как товарной теории денег, так и количественной теории С чисто теоретической точки зрения основная проблема, вокруг которой разворачивались в то время споры и сосредоточил свое внимание Туган-Барановский, состояла в выяснении механизма взаимовлияния денежной массы, относительных и абсолютных цен. Сегодня этот механизм принято называть механизмом трансмиссии. Товарная теория отводила деньгам пассивную роль, лишая их качествен ного отличия от других товаров, и рассматривала абсолютные цены как в достаточной степени условный показатель. Количественная теория, напротив, рассматривала изменение массы денег как абсолют но экзогенное явление, но интересовалась исключительно конечным результатом — влиянием на общий уровень цен, причем сам механизм этого влияния, включая вопрос о скорости реакции различных сегментов экономики, т.е. в современной терминологии вопрос о лагах, оставался, по существу, вне поля зрения.
В противоположность этому Туган-Барановский с самого начали исходил из того, что процесс приспособления экономики к измене ниям денежной массы, а в конечном счете их влияние на абсолют ные, или денежные, цены — процесс сложный и длительный, предполагающий взаимодействие между массой денег, объемом кредитных средств и скоростью их обращения. Очевидно, что при таком подходе изменение массы денег и его влияние на экономику нельзя отделить от процессов на финансовом рынке, т.е. от движения процентных ставок и стоимости ценных бумаг. В итоге влияние денег на абсолютные, или денежные, цены «следует искать в отношениях товарного рынка к денежному, в широком смысле слова». С этим высказыванием Викселля Туган-Барановский полностью соглашается и делает вывод: «Ценность денег предстает перед нами как нечто объективно заданное всей совокупностью меновых отношений. Деньги сами по себе никогда не определяются нами. Мы их оцениваем лишь как средство приобресть те или иные хозяйственные предметы. Но сколько именно можно получить хозяйственных предметов в обмен на заданную сумму денег, это зависит не от нашей воли, а от объективных условий рынка»", т.е. от общей конъюнктуры рынка. Конъюнктурная теория денег позволила сделать вывод о возможности регулирования ценности денег в рыночной экономике. «Ценность товаров строится на основе сознательных оценок отдельных индиви-а дов, чем государство управлять не может; напротив, ценность дене( есть бессознательный стихийный продукт социального взаимодей!
Туган-Барановский М.И. Бумажные деньги и металл. Изд. 2-е. Одес| са, 1919. С. 31. * ¦
396
ствия, вполне допускающего государственное регулирование»24, при тгом Туган-Барановский указывает и на возможный способ регулирования - через регулирование вексельного курса и курса валюты.
Как и для многих русских экономистов, вопрос о перспектипах капитализма представлял для Туган-Барановского особый интерес. Ошет на этот вопрос он искал в теории циклов и кризисов и в теории еюимости. Что касается теории циклов и кризисов, то, как уже отмечалось, Туган-Барановский пришел к выводу, что ограниченность потребления не является непреодолимым препятствием расширенному капиталистическому воспроизводству. Вместе с тем стихийный харак-i ер капиталистического производства проявляется в том, что пропорциональность производства постоянно нарушается. Прм существующем рынке ссудного капитала и банковской системе это ведет к периодическим кризисам. Однако в отличие от Маркса, полагавшего, что при капитализме действует долгосрочная тенденция усиления противоречий, которая проявляется в углублении циклического падения производства и понижающемся движении нормы прибыли, Туган-Ба-11 и ювекий считал, основываясь на своей теории, что циклические кризисы преодолеваются и нет тенденции ихуглубления. В отношении же нормы прибыли он полагал, что на уровне теоретического анализа в нпу множественности разнонаправленных и разновеликих по силе Факторов, влияющих на норму прибыли, нет возможности выявить ка-i vio-либо общую тенденцию движения нормы прибыли. Ошибка Маркса, по его мнению, заключалась в том, что, говоря о тенденции повышения производительности труда и связывая ее с ростом органического строения капитала, он в действительности рассматривал слу-| чай, когда стоимость произведенной продукции была неизменной. [ О i сюда и был сделан вывод о тенденции снижения нормы прибыли. В | противоположность этому Туган-Барановский полагал, что «развитие [ производительной силы общественного труда имеет тенденцию не по-I нижать, а повышать процент прибыли»25.
Заметим, что критически переосмысливая схему Маркса, Туган-
¦фановский придерживался тезиса о том, что труд является основ-
|.ш источником прибыли. Если только предположить, например,
'н:д за И. Кулишером2(|, что в условиях современного капитализма
фяду с трудом рабочего источником прибыли становятся изобрете-

14
Там же С. 40.
" Туган-Барановский М.И Крушение капиталистического строя как |учная проблема // Новый путь. 1904. № 10. С. 202
2<1 См.: Кулишер И.М Эволюция прибыли с капитала в связи с развити-i промышленности и торговли п Западной Европе. В 2-х т. Т. 2. СПб , 1908. IV-V,
397
ния и нововведения (идея впоследствии, как известно, была сформ\ лирована Шумпетером), то сомнения Туган-Барановского относи тельно справедливости одного из основных тезисов марксизма полу чат дополнительное подтверждение.
Таким образом, в противовес Марксовому тезису о внутреннел обреченности капитализма как экономической системы, Туган-Бл рановский пришел к выводу о жизнеспособности капитализма как системы хозяйства. Более того, он считал, что развитие капитализм,i является прогрессивным и неизбежным явлением в таких страна\ как Россия27. Однако это не означает, что Туган-Барановский отка зался от критики капитализма. Он критиковал капитализм с соцн ально-нравственных позиций. Основное противоречие капитализм.! состояло, по мнению Туган-Барановского, «в том, что капитализм, обращая человеческую личность в средство, в раба вещей, в то же Bpi мя ведет к распространению и укреплению общественно-моралы го сознания, признающего личность верховной ценностью общее венной жизни»2". И это позволяло поставить вопрос о переходе к t циализму как о сознательном процессе29.
Поскольку социализм представляет сложную систему и предщ лагает различные сочетания способов организации, отношение,! различным типам социализма определяется исходя из нравстве ного идеала. Беря за основу нравственного императива кантианск| принцип, Туган-Барановский пришел к признанию свободы ну ности, а не равенства, как утверждали в тот период многие соЩ листы, важнейшей социальной ценностью. «Равенство, - пи( он, - само по себе, отнюдь не является положительным блдгом. равенство есть несомненное социальное зло, но устранение зла < лишь первый шаг в направлении к социальному идеалу. Социа
Вопросу о перспективах развития капитализма в различных отрасл хозяйства посвящена его работа « Русская фабрика и прошлом и настояща^ (СПб., 1898), в которой Туган-Барановский показал специфику условий р| пития крупной промышленности в России и пришел к выводу, что, несм{ ря на ряд сдерживающих факторов, страна входит в мировой капиталке ческий рынок и этот процесс сопровождается ускорением технического п|| гресса и укреплением экономической свободы и прана. Вместе с тем кап к лизм не может завоевать господствующие позиции во всех отраслях xo3J| стна: сохраняется мелкое производство, особенно в сельском хозяйс! Впоследствии это обстоятельство в значительной мере побудило Туган-рановского выступить с идеей национализации земли и. передачи ее мели собственникам.
211 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 19. ;
29 См., например,: Туган-Барановскай М.И. Круцзение капиталиста^! кого строя к-йк.научная проблема //.Нявый путь. 1904 № 10.
398
ним же идеалом является не социальное равенство, а социальная снобода»30.
С этой точки зрения Туган-Барановский подошел к оценке раз-имчных в зависимости от степени централизации типов социализма. Кик и многие социалисты того времени, он не видел того, что расширение регулирующей функции государства может привести к падению эффективности производства. Напротив, он полагал, что«цент-рдлизация благоприятствует умножению общественного богатства», поскольку позволяет подчинить производство плану. Вместе с тем принципы построения плана, которые выдвигал ученый, напоминали идеи сторонников рыночного социализма 1930-40-х годов и основывались на интеграции теории предельной полезности и трудо-ной теории стоимости. С целью достичь максимума общественной полезности он предлагал определять объемы производства товаров»' и 1 условия пропорциональности их предельных полезностей трудо-шм затратам.
Туган-Барановский полагал, что при соответствующей органи-|.|ции учета можно непосредственно определить трудовые затраты. ' 11 о же касается полезности, то о ней можно судить по изменениям ipoca. Причем последние и должны побуждать государство соот-• гствующим образом корректировать цены. Как информационные и гналы цены при социализме и капитализме — одно и то же. Раз-шчия лежат в другой области — в распределении труда между от-iмелями. При социализме, когда затраты труда учитываются непо-редственно (а не через зарплату в составе издержек производства), можно обеспечить оптимальную аллокацию ресурсов, в то время как при капитализме пропорции восстанавливаются во время кризиса. При социализме деньги — лишь единица изменения, условный знак, т- имеющий ничего общего с товаром, а цены — обменные соотношения.
Проблема эффективности, по мнению Туган-Барановского, мог-i.i быть решена в условиях государственного социализма, но сущест-щ жала опасность ограничения личной свободы. Именно поэтому он ¦ мотрел с надеждой на развитие других форм организации, прежде |":его кооперации31. Для него кооперация — не только путь к социа-ипму, но и форма организации, которая открывает простор свобод-
Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. М., IW6. С. 365.
31 Туган-Барановский является одним из крупнейших русских теоретиков и практиков кооперации. Среди его работ, специально посвященных этой ¦облеме, следует назвать «Социальные основы кооперации» (М., 1914).
393
Г
ному труду, смягчая принудительный характер государственного со циализма.
Работа «Социализм как положительное учение» была написана, когда российская действительность мало соответствовала предстаи лениям Туган-Барановского о будущем общественном устройстве Можно ли отнести это несоответствие на счет неподготовленности России к социализму, о чем, хотя и не прямо, предупреждал ученый, или это закономерный результат попытки претворения идеи соци;] лизма в любом обществе с той лишь разницей, что в более развитом эксцессы были бы меньше? Можно ли говорить, что социальная ис тория нашего века свидетельствует о движении культурных народои в сторону общества, признающего личность высшей ценностью, л, соответственно, подтверждает точку зрения Туган-Барановского? Эш вопросы и сегодня стоят на повестке дня.
<< | >>
Источник: B.C. Автономслз, О.И. Ананьин, С.А. Афонией. История экономических учений. 2002
Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория:

  1. 2. М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  2. 23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО
  3. 25.1. М. И. Туган-Барановский и ключевые проблемы экономической теории
  4. 79. М. И. Туганов – Барановский: проблемы методологии и теории
  5. Глава 24 Этико-социальное направление: М.И. Туган-Барановский и С.Н. Булгаков
  6. ГЛАВА 24 ЭТИКО-СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ И С.Н. БУЛГАКОВ
  7. 85. М. И. Туган-Барановский: проблемы методологии и теории политической экономии.
  8. Экономический и этический аспекты благосостояния
  9. 21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ
  10. Что же с точки зрения принципа фальсификации в XX веке дала классическая теория? Кейнсианскую критику. (Да, это вклад
  11. 3. Экономическая теория информации — теория поиска
  12. 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ - ТЕОРИЯ ПОИСКА
  13. 1. Благосостояние: экономич. и этический аспекты. Причины неравенства
  14. Этический компонент русской философии
  15. § 2.5. Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения
  16. 4. иИовая» историческая школа: историко-этическое направление
  17. 4. «НОВАЯ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ИСТОРИКО-ЭТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  18. II.И. Барановская Ю.Н. Казанский А.Ф. Клюев, Л.А. Косолапов И.Н. Любимов Ю.П. Панибратов. Экономика строительства. Часть I, 2003
  19. 1. Развитие и преемственность экономической науки Экономическая теория и доктрина
  20. Экономические законы и принципы