Человеческий фактор


В конечном счёте эффективность того или иного способа производства определя-ется полнотой использования человеческого потенциала. Как тогда объяснить тот факт, что в отдельные периоды экономика СССР демонстрировала беспрецедентные темпы раз-вития? Разгадка заключается в существовании неэкономических стимулов к труду.
В их основе лежала коммунистическая идеология.
Н.М. Карамзин утверждал, что «вера есть особенная сила государственная»16. Вера в коммунистические и патриотиче-ские идеалы — справедливое устройство общества, будущую счастливую жизнь в великой стране занимала значительное место в сознании советских людей, хотя многие, возможно, и не отдавали себе в этом отчёта. Коммунистическое общество по самой своей сути явля-ется обществом солидарного типа, объединяющим, а не разъединяющим людей. Это на-шло свое отражение в солидарном характере труда. Впервые в истории в качестве побу-дительного мотива к труду выступало не только стремление удовлетворить личные коры-стные интересы, но и дело строительства Великого Общества и Великой Страны (общие, солидарные интересы). Люди связывали надежды на своё личное благополучие и будущее своих детей с могуществом и процветанием своей Родины — СССР. Объективной и необ-ходимой предпосылкой подобной мотивации к труду служило равное отношение всех граждан к средствам производства.
Солидарный характер труда объясняет такое беспрецедентное явление, как трудо-вой энтузиазм (масштаб его проявления был гораздо шире, чем принято считать). В от-дельные периоды советские люди продемонстрировали наивысшую в мире самоотдачу физических и творческих сил. Они были готовы терпеть любые лишения, вдохновлённые идеей построения справедливого общества. Наши великие предшественники жили и рабо-тали ради будущего, жертвуя настоящим.
Система неэкономических стимулов к труду, в основе которой лежал солидарный характер труда, длительное время компенсировала неадекватность существовавшего спо-соба производства. К. Маркс снова оказался прав: даже вульгаризованная идея коммуниз-ма, овладев массами, превратилась в материальную силу, да ещё какую! Капитализм не создал и в принципе не способен создать ничего похожего на духовный подъём народа, характерный для 1930-1950-х гг.
Каждый способ производства создаёт и воспроизводит тот тип человека, который необ-ходим ему для обеспечения его функционирования. Советский способ производства также нуждался в определённом типе трудящегося, индивид с рыночной психологией не смог бы обеспечить его существование. Вся система Советской власти, политика государства были направлены на воспитание не потребителя, а гражданина, советским людям прививалась не толерантность, а патриотизм. В качестве ориентира социального поведения пропагандиро-вался не индивидуализм, а коллективизм, подразумевающий приоритет общественных инте-ресов над личными, бескорыстное служение своему народу, своей стране. При этом никто не препятствовал раскрытию творческого потенциала каждой личности, если это не ставило под угрозу устои коммунистической идеологии. Социальное давление коллективистской идеологии на индивидуальную психологию было столь сильным, что индивидуалисты были вынуждены мимикрировать под коллективистов. (Нынешние оголтелые антикоммунисты ? в большинстве своём бывшие правоверные коммунисты. Эта их зачастую не показная(!) правоверность была способом для индивидуалистов выжить в коллективистском обществе). Таким образом экономическая система «выковывала» требуемый ей человеческий матери-ал.
В подтверждение этих тезисов можно сослаться на Н. Бердяева, который считал, что индустриализацию в СССР можно было осуществить, лишь создав такое общественное яв-ление, как массовый трудовой энтузиазм.
Он полагал, что для индустриализации было необ-ходимо, чтобы появился новый человек, с коллективистской психологией и новой, невоз-можной при капитализме, мотивацией к труду. Бердяев пришёл к выводу, что в результате целенаправленной политики Советской власти и Коммунистической партии в СССР вырос-ло поколение молодёжи, которое понимало задачу экономического развития страны не как личный интерес, а как социальное служение.
Но в этом же заключалась и слабость вульгарно-коммунистического способа про-изводства: для своего эффективного функционирования он требовал определённой, спе-цифической трудовой психологии и массового трудового энтузиазма. (Это обстоятельство должно предостеречь от попыток воспроизвести старую экономическую систему в новых исторических условиях). Но вера в «светлое будущее» не может эксплуатироваться беско-нечно. Постепенно происходило становление нового типа личности с иной, чем прежде, иерархией ценностей. С развитием общественного производства возникали и росли новые материальные потребности людей в автомобилях, дачах, дорогой электронике, модных вещах. Советская экономика по ряду причин не могла в должной мере удовлетворить рас-тущие потребительские запросы граждан, что вызывало социальную напряжённость в об-ществе и снижало стимулы к труду. Коммунистические идеалы постепенно отступали под натиском индивидуализма и цинизма ? бытие определяло сознание. По мере того, как труд терял солидарный характер, советская экономика стала проигрывать обновленному капитализму. Дальнейшее известно: потеряв веру, мы потеряли всё.
Общественное бытие определяет общественное сознание ? этот универсальный закон действовал и в СССР. Уровень развития и характер существовавших производительных сил объективно требовали других, не вульгарно-коммунистических производственных отноше-ний. Общественное бытие определялось тем фактом, что далёкая от воплощения коммуни-стических идеалов экономическая и социальная реальность вступала в противоречие с суще-ствовавшим в стране вульгарно-коммунистическим способом производства и оказывала на него постоянное давление. Это «раздвоение» общественного бытия предопределяло «раз-двоение» общественного и индивидуального сознания. В эпоху побед преобладали идеалы, но с каждым последующим поколением «разлом» в сознании увеличивался.
Период крушения СССР, для которого был характерен небывалый всплеск частнособ-ственнических инстинктов, демонстративный разрыв с прежними моральными и нравствен-ными нормами можно рассматривать как бунт индивидуалистов в коллективистской стра-не. Прежде гонимые, презираемые обществом жлобы захватили сначала информационную, затем политическую и, в конце концов, экономическую власть. Но их бунту предшествовала победа индивидуализма над коллективистскими идеалами в сознании значительной части советских граждан.
В связи с этим напрашивается ещё одно замечание. Сейчас даже простые граждане час-то задают вопрос: а что делать, как изменить очевидную тенденцию к грядущей гибели на-шего народа и государства? Это вопрос, требующий особого анализа. Но совершенно ясно, без чего совершенно невозможно обойтись ? без целенаправленной государственной поли-тики по восстановлению норм морали и нравственности, по изменению отношения молодо-го поколения к производительному труду и т. п. Без этого любые экономические новации, способные изменить наше общественное бытие, могут дать лишь ограниченный эффект. По-скольку нынешний либеральный режим по объективным причинам в принципе не способен к этому повороту, выживание нации требует смены режима.
<< | >>
Источник: Ю. Александров. СИНТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ. 2011
Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Человеческий фактор:

  1. 2.2. СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИКИ (Человеческий фактор)
  2. 4. Недостаточное внимание к человеческому фактору
  3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
  4. 51. Человеческий капитал
  5. VIII. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
  6. МЕХАНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ
  7. 1. Человеческое сотрудничество
  8. 1. Человеческий разум
  9. Часть первая. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  10. 13.3. Человеческий капитал
  11. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада
  12. 19.7. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
  13. Учет человеческих ресурсов
  14. 2. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
  15. II. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУК О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  16. Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
  17. ГЛАВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВ
  18. 1. Человеческий капитал
  19. 2. Теория человеческого капитала