Тоталитаризм


Массовые политические репрессии 1930-1950-х гг., потрясающие своей кажущейся иррациональностью едва ли не в большей степени, чем кровавым итогом, — самая зага-дочная страница истории СССР. Не потому, что неизвестны факты, а потому, что до сих пор не проанализированы причины.
Самое ходовое объяснение сводится к тому, что репрессии явились следствием то-талитарного характера советского общества, причем тоталитаризм объявляется неотъем-лемым атрибутом социализма.
На этом либеральные демократы в силу ограниченности своего буржуазного мировоззрения заканчивают анализ.
Главный признак тоталитарной политической системы ? полное господство госу-дарства над обществом и индивидом. В этом заключается её отличие от обычного авто-ритарного (недемократического) режима, который стремится добиться лишь пассивного повиновения и внешней покорности граждан, не претендуя на полный контроль над их внутренним духовным миром.
Авторитарный режим, как правило, противостоит основной массе граждан. Однако в некоторых случаях выдвигаемая им религиозная, национальная или социальная идея по-лучает поддержку большинства населения. Наличие массовой социальной базы может ра-дикальным образом изменить характер режима и создать предпосылки для его перехода в тоталитарную стадию. В последнем случае власть активно вторгается в духовный мир ин-дивида и пытается поставить под контроль даже мысли и чувства человека. Происходят монополизация власти в руках одной политической партии, сращивание политических и государственных структур. Общество теряет плюралистический характер. Идеология пра-вящей партии официально становится государственной. В её рамках формулируется цель, в достижении которой едины и народ, и власть. Формируется «образ врага» (мировой буржуазии, иностранцев или иноверцев). Однако самым характерным признаком тотали-таризма является не столько безраздельное господство одной идеологии, сколько нетер-пимое отношение к любой другой, к инакомыслию вообще.
Собственно говоря, тоталитарные проявления присутствуют в любом обществе, даже в оплотах буржуазной демократии. Когда они ? при наличии необходимых предпосылок ? распространяются настолько, что изменяют характер политической системы в государстве, возникает тоталитаризм.
Сам термин придумал Муссолини, но тоталитаризм существует, вероятно, столько же, сколько существует государство. В прежние времена он чаще всего имел религиозную осно-ву ? вспомним инквизицию в Испании, диктатуру Савонаролы во Флоренции, теократиче-ские государства Востока. Да и сейчас в тех странах, где сильны позиции религии, действу-ют сильные тоталитарные тенденции.
Исходя из этих критериев, приходится признать тоталитарный характер советской политической системы. Действительно, неотступный контроль государственной машины над жизнью и даже мыслями советских граждан и, главное, её нацеленность на преследо-вание всякого инакомыслия, малейшего отклонения от официальных догм — верные при-знаки тоталитаризма.
Причина установления авторитарных режимов ? несоответствие тех или иных сторон существующей политической или экономической системы реалиям жизни и сти-хийным представлениям граждан о рациональном устройстве общества. Например, бур-жуазия, сталкиваясь с проблемами, неразрешимыми обычными демократическими мето-дами, ищет выход в установлении диктатуры. В ХХ в. буржуазная диктатура была распро-странена не менее широко, чем буржуазная демократия. (Перед Второй мировой войной только в 11-ти европейских странах из 28-ми действовали демократические конституции). При определённых условиях буржуазные авторитарные режимы могут эволюционировать в тоталитарные. Авторитаризм и тоталитаризм — это защитная силовая реакция системы на её (системы) неадекватность.
Очевидно, что причиной тоталитаризма в СССР стала неадекватность вульгарно-коммунистического способа производства реалиям ХХ в. Существовавшая экономическая диктатура проявлялась, в частности, в запрете — не по экономическим, а по идеологиче-ским мотивам — частной собственности и предпринимательства. Масштаб связанных с этим ограничений экономических свобод граждан стал ясен только теперь. Сковывающие инициативу ограничения были наложены на работу по совместительству, размер оплаты труда. Административно-командная система, вопреки очевидной хозяйственной целесо-образности, ставила преграды деловой активности руководителей предприятий. Государ-ственная политика по отношению к деревне длительное время также имела ярко выра-женные признаки экономической диктатуры.
Экономическая диктатура неизбежно отражалась и в политической сфере, вела к ограничению политических прав и свобод граждан. Неадекватность способа производства не могла не осознаваться людьми, в основном, конечно, на уровне обыденного сознания. Многочисленные идеологические запреты не могли не вступать в острое противоречие с обычным здравым смыслом рядовых граждан. Уравниловка, ограничения экономической и политической свободы, вопиющая бесхозяйственность (как следствие отсутствия у тру-дящихся реальных прав и чувства собственника) являлись объективной основой для про-явления инакомыслия в широких народных массах.
Причем любые сомнения в правиль-ности политики партии и государства могли привести к снижению моральных стимулов, поставить под угрозу солидарный характер труда и тем самым подорвать основные меха-низмы существовавшего способа производства. Руководство страны понимало, что ус-пешное функционирование советской экономической системы невозможно без достиже-ния единомыслия в обществе, путь к которому пролегал через монополизацию всех кана-лов информации, ограничение контактов с внешним миром и подавление всякого инако-мыслия, то есть придание политической системе тоталитарной направленности.
Тоталитаризм является обязательной, но не единственной предпосылкой возникно-вения массовых политических репрессий. Они стали возможны только в конкретных ис-торических условиях. Их возникновению способствовали объективные трудности строи-тельства социализма в отсталой аграрной стране, усугубляемые невозможностью быстро изменить мировоззрение широких слоёв населения. Противостояние могущественному и враждебному капиталистическому окружению рождало синдром «осаждённой крепости». Положение требовало идейного сплочения народа и железной дисциплины. Сыграли свою роль непримиримая борьба за власть в партии и государстве и, наконец, известные личные качества И.В. Сталина17. С течением времени условия изменились, и, хотя тоталитарный характер системы сохранился, угроза возобновления репрессий, между тем, исчезла.
Поскольку инакомыслие в различных формах, но в большинстве случаев весьма далёких от идейного антикоммунизма, было достаточно распространенным явлением, это предопределило массовость репрессий. Их логика очевидна: устранялись прежде всего обладающие способностью независимого суждения, критического восприятия действи-тельности. Не случайно первой жертвой стала старая («буржуазная») интеллигенция. За-тем настала очередь крестьянства, которое в силу своего природного скепсиса никак не могло поверить в эффективность новых производственных отношений. То, что следую-щей под каток репрессий попала сама правящая партия, подтверждает их направленность не против классовых врагов, а против инакомыслия вообще: ведь партия объединяла са-мую политически активную, а следовательно, потенциально самую опасную часть обще-ства. Причём, поскольку истинную причину инакомыслия ликвидировать было невозмож-но, механизм поиска и устранения «врагов народа» оказался самовоспроизводящимся, он приобрёл определённую автономность.
Итак, в силу своей неадекватности реальным экономическим условиям, производи-тельным силам ХХ в. советская модель «социализма» (вульгарного коммунизма) могла функционировать исключительно в рамках тоталитарной политической системы. (Резуль-таты периода «гласности» подтверждают этот вывод). Предпринятая попытка достичь объективно неосуществимой цели — построения общества и способа производства ком-мунистического типа при недостаточном для реализации этой цели уровне развития про-изводительных сил — потребовала применения крайних средств принуждения. Таким об-разом, форма существовавшего политического режима отражала реальные экономические и социальные противоречия советского общества. Но в условиях подлинного социализма, при создании предпосылок для наиболее полной реализации каждым человеком своего творческого и трудового потенциала «цивилизованным» государствам Запада, а не СССР пришлось бы защищать свою систему тоталитарными методами. Отсюда становится по-нятным историческое место сталинизма: по отношению к подлинному социализму он за-нимает такое же положение, как буржуазная диктатура по отношению к буржуазной де-мократии.
Объективный анализ истории СССР заставляет нас признать тоталитарный характер его политической системы. Он являлся прямым и неизбежным(!) следствием вульгарно-коммунистического способа производства. (Ещё раз отметим эвристическую ценность метода исторического материализма). Однако в отношении массовых политических репрессий эта связь отсутствует. Причины их возникновения носят конкретно-исторический характер и не связаны напрямую с существовавшим способом производства.
Ни одна тоталитарная система не обходится без репрессий, приводящих к личным тра-гедиям отдельных людей. Но они не обязательно должны принимать массовый характер. Массовые репрессии становятся трагедией всего народа.
Массовые политические репрессии можно рассматривать в качестве платы за экономи-ческую эффективность(!) советского способа производства в периоды индустриализации, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства. Они были той ценой, которую пришлось заплатить за создание Великой страны с мощной эконо-микой и спасение народа от уничтожения в противостоянии с сильным врагом. Всё дело в том, что цена оказалась неоправданно высокой. Как относиться к этому факту ? личное де-ло каждого. Представляется, что консолидированной позиции по этому вопросу в нашем обществе не будет достигнуто никогда.
Таким образом, анализ советского способа производства позволяет объяснить па-радокс нашей истории: почему, построив общество социального равенства, мы лишились свободы?
<< | >>
Источник: Ю. Александров. СИНТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ. 2011
Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Тоталитаризм:

  1. 1.3. Понятие цивилизованной стратегии развития
  2. 1. Особенности современной переходной экономики
  3. Пример. «Синдром командира десантной роты»
  4. 89. Сущность социального партнерства
  5. Направления внешнеэкономической политики
  6. УСПЕШНЫЕ ДИКТАТУРЫ
  7. 3. Экономическая теория и практика человеческой деятельности
  8. Пример 9. Демократия прямого действия: Рузвельт, Сталин, Ельцин
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. 3. Конец интервенционизма
  11. 35.3. Факторы, повлиявшие на углубление кризиса
  12. 28.4. Экономическое развитие Франции
  13. 16. Процентные ставки и денежное отношение
  14. 1.5.1. О чем говорит опыт реформ в посткоммунистических странах
  15. 1.5.1. О чем говорит опыт реформ в посткоммунистических странах
  16. ГЛАВА 14. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО В РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  17. Рыночный экономический порядок
  18. 6. Свобода
  19. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИИ РЫНКА Ф.ХАЕКА
  20. 1. Государство и автономия рынка