23.4. Экономическое учение марксизма

Независимо от создания и развития классической экономической теории с глубокой древности существовала и развивалась социалистическая социально-экономическая доктрина. В ее основе лежали мечтания людей о счастливой и справедливой жизни.
Одна из самых первых и обоснованных идей на этот счет была высказана, как мы знаем, в сочинениях Платона. С тех пор их возникало и исчезало огромное множество. Особое место среди них принадлежит идеям Клода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760-1825), Франсуа Мари Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771—1858). Объединяют взгляды этих выдающихся людей резкая и бескомпромиссная критика буржуазного общества, убежденность в том, что природным склонностям людей и их правам соответствует новый общественный строй — социализм, уверенность в том, что переход к нему будет осуществляться через победу разума, когда просвещенные люди воспримут идеи социализма и претворят их в жизнь. Социализм для утопистов являлся выражением абсолютной истины. Они не обосновывали его необходимость и, создавая план устройства нового общества, должны были, как писал Ф. Энгельс, «уноситься в область чистой фантазии». Исправить этот недостаток взялся К. Маркс, которому, по его собственному мнению, удалось превратить утопический социализм предшественников в «научный» социализм.
Изначально марксизм развивался как синтетическое учение, основанное на критическом усвоении лучших достижений предшествующей общественной мысли. Наиболее значимыми источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Возникновение марксистской политической экономии и рост ее популярности во второй половине XIX в. обусловили следующие причины.
1. Завершение промышленного переворота в Англии создало предпосылки для всестороннего анализа капиталистического способа производства в его классической форме.
2. Возникновение и развитие рабочего движения (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., чартистское движение в Англии в 1830—1840-е гг., восстание силезских ткачей в 1844 г. и др.) вызывало необходимость обеспечения его соответствующей идейно-теоретической базой.
3. Критика рикардианства и в целом классической школы политической экономии делали актуальными дальнейшие экономические исследования на базе трудовой теории стоимости.
На роль аналитиков нового строя и идеологов рабочего класса претендовал широкий круг европейских интеллигентов (П. Ж. Прудон, Ф. Лассаль и др.), однако наиболее видное место среди них заняли К. Маркс и Ф. Энгельс.
Карл Генрих Маркс (1818—1883) — немецкий революционер, теоретик, человек выдающихся способностей, чье экономическое наследие продолжает оставаться предметом дискуссий до настоящего времени. «Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования», — пишет известный западный историк экономической науки М. Блауг. Особенность марксизма как экономического учения заключалась в том, что изначально был выработан метод его исследования — диалектический материализм, который привел Маркса к материалистическому пониманию истории. Это позволило ему научно обосновать развитие человеческой истории как последовательно сменяющих друг друга способов производства. Однако величайшим открытием Маркса считается разгадка секрета производства прибавочной стоимости. Впервые в экономической науке был показан механизм производства прибыли как совершенно естественный результат процесса капиталистического производства. Наиболее значимыми работами 1840-х гг., в которых в зародыше содержалось экономическое учение Маркса, были «Нищета философии» (1847), «Наемный труд и капитал» (1849), «Принципы коммунизма» (1847) и «Манифест Коммунистической партии» (1848). В 1867 г. был опубликован первый том «Капитала» Маркса, центральной проблемой которого являлось исследование производства прибавочной стоимости.
Работу над главным трудом своей жизни, который по первоначальному замыслу должен был включать в себя шесть книг, Маркс начал в 1850-е гг. При жизни Маркса был издан только первый том «Капитала», имеющий название «Процесс производства капитала». В нем были исследованы, как отмечал автор, «те явления, которые представляют капиталистический процесс производства, взятый сам по себе, как непосредственный процесс производства». Удачно соединив абстрактно-логический метод анализа А. Смита и Д. Рикардо с методологией немецкой исторической школы политической экономии (поиск исторических аналогий), Маркс довел эволюцию теории трудовой стоимости до логического завершения и раскрыл механизм возникновения и присвоения прибавочной стоимо
сти. Из критического анализа капиталистического способа производства выросла концепция революционной борьбы пролетариата и перехода к социализму.
Во втором томе «Капитала» Маркс рассмотрел капиталистический процесс обращения, в третьем томе — «процесс капиталистического производства, взятый в целом», т.е. в единстве производства и обращения. Главными целями, поставленными автором «Капитала», являлись доказательство существования капиталистической эксплуатации труда и обоснование неизбежности замены капиталистического способа производства коммунистическим. Подтверждением первой идеи служит разработанная Марксом теория прибавочной стоимости, которая по сравнению с трудами классиков включала в себя: открытие двойственного характера труда, заключенного в товаре; разграничение понятий «труд» и «рабочая сила»; исследование капитала не как внеисторической, вечной категории, а как специфически капиталистической, а именно: как стоимости, приносящей прибавочную стоимость; анализ абсолютной и относительной прибавочной стоимости, а также нормы прибавочной стоимости; теоретический вывод о существовании эксплуатации наемного труда капиталом.
Для обоснования тезиса о неизбежности смены капиталистического способа производства Маркс разработал метод исторического материализма, согласно которому человечество в своем развитии последовательно проходит через закономерно сменяющие друг друга общественно- экономические формации. Исследуя процесс капиталистического производства, Маркс пришел к выводу, что накопление капитала ведет к росту и обострению основного противоречия капитализма — между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют». Это главный вывод революционного учения Маркса.
Наряду с созданием новой экономической теории в четвертом томе «Капитала» Маркс предстает перед нами как историк экономической мысли, поставивший перед собой задачу рассмотреть истоки своего главного открытия — производства прибавочной стоимости. Маркс подробно проанализировал и дал критический обзор идей о прибавочной стоимости (хотя этот термин до Маркса не употреблялся), которые были у его предшественников, а также рассмотрел другие вопросы и дал оценку степени их разработанности. В частности, Маркс отвел много места анализу
производительности труда, земельной ренты, проблем воспроизводства, кризисов перепроизводства.
Сегодня идет переосмысление учения Маркса. От строгого следования духу и букве марксовой доктрины, которое наблюдалось в советской экономической науке, ученые переходят к критической оценке теоретического наследия Маркса, отмечают идеологическую направленность марксистской школы, претензию на обладание универсальной истиной. Но, несмотря на это, как отмечают западные экономисты, «Марксу мы обязаны фундаментальной идеей о том, что капитализм — развивающаяся система, вышедшая из конкретного исторического прошлого и медленно, неравномерно двигающаяся к иной, неясноразличимой форме общества»1.
Несмотря на различные оценки наследия Маркса, было бы несправедливо не замечать его значительных заслуг перед экономической теорией.
Во-первых, он создал новый язык классической экономической науки, основанный на представлениях о прибавочной стоимости, переменном капитале, двойственном характере труда. Это позволило выявить ряд важных черт той экономической системы, которую Маркс назвал «капитализмом». Во-вторых, ему удалось выявить некоторые важные тенденции развития рыночной экономики XIX и начала XX в. (такие, например, как растущая концентрация производства и капитала, усиление кризисных явлений в экономических циклах). В-третьих, Марксу удалось показать, что теоретически вполне возможно существование централизованной рыночной экономики с общественной собственностью на средства производства, в которой реализуется принцип «распределение по труду». В-четвертых, Маркс иначе, чем его предшественники, сформулировал вопрос о предмете политической экономии. Предметом политической экономии, по Марксу, является не отдельная сфера экономической жизни, а совокупность производственных отношений общества во всех экономических сферах и законы, управляющие развитием общества. Наконец, в-пятых, Маркс разработал основы политической экономии в широком смысле слова, включающей в себя анализ как докапиталистических, так и посткапиталистических формаций.
Неоценимую помощь Марксу в творческой деятельности, и в частности в работе над «Капиталом», оказал его ближайший друг, соратник и единомышленник Фридрих Энгельс (1820—1895). Он давал первые отзывы на открытия Маркса в области экономической теории, обеспечивал его справками по самым разнообразным вопросам, популяризировал идеи экономического учения Маркса. Систематическая помощь Энгельса, а также его постоянная материальная поддержка сопутствовали Марксу на протяжении всего периода его работы над «Капиталом». Подписывая
1 Хейлбронер P., TypoyJI. Экономика для всех. Новосибирск, 1994. С. 35.
последний лист корректуры первого тома «Капитала», Маркс 16 августа 1867 г. писал Энгельсу: «Итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным! Без твоего самопожертвования для меня я ни за что не мог бы проделать всю огромную работу для трех томов. Обнимаю тебя, полный благодарности!» После смерти Маркса Энгельс проделал гигантский труд, подготовив к печати второй и третий тома «Капитала». Эта работа заняла у него более 10 лет жизни. Особенно велик был вклад Энгельса в подготовку третьего тома, который он снабдил многочисленными комментариями и примечаниями. В некоторых из них Энгельс отметил отдельные явления и свойства, характерные уже для капитализма последней четверти XIX в.
Роль Энгельса как одного из создателей марксистского экономического учения определялась его участием в разработке методологических проблем политической экономии. Одной из них являлся исторический материализм. Энгельсу принадлежала заслуга системного изложения вопроса об определяющей роли способа производства, о соотношении между экономикой и политикой, о месте социальных революций в общественном прогрессе, о диалектическом характере действия законов общественного развития. Эти вопросы Энгельс рассмотрел в работе «Анти-Дюринг» (1878). В разделе III этого сочинения Энгельс изложил историю и теорию социализма. Рассмотрев взгляды социалистов-утопистов, он показал коренное отличие научного социализма от утопического, разъяснил, что социализм — не выдумка мечтателей, а исторически необходимый результат законов развития общества, осуществляемых в процессе классовой борьбы, дал анализ противоречий капиталистического строя, выяснил историческую миссию пролетариата как создателя нового бесклассового общества.
Энгельс создал основы научной периодизации всемирно-исторического процесса. Много сделал в области изучения истории первобытного общества. Он установил универсальный характер полигамии у первобытных народов и первостепенную роль родовых отношений в их общественном строе. В1876 г. в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс заложил основы атеистического понимания становления человеческого общества, показав решающую роль трудовой деятельности в его возникновении. Основные положения Энгельса об эволюции первобытного строя, о дородовой и родовой стадиях его развития, о первобытно- коммунистическом домашнем хозяйстве как его экономической основы, об эволюции семьи от группового брака к парной семье и моногамии, о переходе от первоначально матриархальных родовых отношений к патриархальным подтверждены последующим развитием науки.
Классическим трудом, знаменовавшим дальнейшее развитие экономической мысли, стала работа Энгельса «Происхождение семьи,
частной собственности и государства» (1884). В ней Энгельс на основе диалектико-материалистического подхода рассмотрел историю развития человеческого общества, показал процесс возникновения классовых отношений, основанных на частной собственности; исследовал эволюцию семьи в различных общественно-экономических формациях, объяснил происхождение государства. Исследуя структуру и эволюцию рабовладельческого общества, Энгельс подчеркивал, что формы рабства и степень его распространения не были одинаковы у всех народов. Рабовладение ставило узкие рамки развития производительных сил. В обосновании перехода от рабовладельческого строя к феодальному Энгельс разошелся с буржуазными историками. Главным содержанием переходного времени он считал социальную революцию, совершившуюся под влиянием кризиса рабовладельческой формации и вторжения варварских племен в Рим. Процесс феодализации Энгельс проследил на примере истории Франкского королевства. Он рассмотрел развитие ремесла, торговли, расцвет городов, технический прогресс. Раскрыв классовую эксплуататорскую сущность феодальной монархии, Энгельс указал на ее прогрессивную роль как представительницы «порядка в беспорядке».
Энгельс всесторонне рассмотрел процесс появления и развития государства: с развитием производительных сил и повышением производительности труда появилась возможность присвоения продуктов чужого труда, а следовательно, эксплуатации человека человеком. Общество раскололось на антагонистические классы, непосредственным результатом чего стало появление государства. Рассмотрев конкретные формы государства, Энгельс исследовал тенденции дальнейшей эволюции буржуазного государства.
Ш ЛИТЕРАТУРА
1. Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо, Мальтус. Т. 1—2. М., 1991-1992.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе : пер. с англ. М., 1995.
3. Жид Ш., Ристп Ш. История экономических учений : пер. с фр. М., 1995.
4. История экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. С. Автономова [и др.]. М., 2000.
5. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения : пер. с фр. М., 1960.
6. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2000.
7. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23—25. — 2-е изд.
9. Милль Дж. С. Основы политической экономии : в 3 т.: пер. с англ. М., 1981.
10. Прудон П.-Ж. Что такое собственность: пер. с фр. М., 1997.
11. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли : пер. с англ. М., 1971.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. М., 1962.
13. СэйЖ.-Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии // Экономические софизмы. Экономические гармонии : пер. с фр. М., 2000.
14. Титова Я. Е. История экономических учений : курс лекций. М., 1997.
15. Тюрго Ж. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1961.
16. Хрестоматия по экономической теории. М., 1997.
17. Шумпетер Й. История экономического анализа : в 3 т.: пер. с англ. СПб., 2001.
<< | >>
Источник: Е. Н. Лобачева. Экономическая теория. 2012
Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 23.4. Экономическое учение марксизма:

  1. 49.7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА
  2. Экономическое учение У. Пети
  3. ЛЕКЦИЯ 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА
  4. Лекция 2-я Формирование экономических идей марксизма
  5. 2. Учение физиократов
  6. 2. Учение Дж. М. Кейнса
  7. 49.4. УЧЕНИЕ ДАВИДА РИКАРДО
  8. Учение об обмене.
  9. 4. Учение Маркса
  10. Марксизм
  11. 49.3. УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА
  12. 1.4 Марксизм