загрузка...

Айн Рэнд и капитализм: нравственная революция


Дэвид Келли
В нашей власти начать строить мир заново.
ТОМАС ПЕЙН, «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ», 1792
Кризис на финансовых рынках, как и следовало ожидать, спровоцировал резкий рост антикапиталистических настроений. Хотя одной из главных причин рецессии стало государственное регулирование, противники капитализма и их помощники из СМИ возложили всю вину на рыночные механизмы и потребовали еще больше ограничить их действие. Правительство уже в беспрецедентных масштабах вмешивается в функционирование финансовых рынков, и можно с уверенностью сказать, что новые меры по контролю над экономикой не ограничатся Уолл-стрит.
Регулирование производства и торговли — одна из двух основных функций государства в нашей смешанной экономике. Вторая связана с перераспределением — пере-дачей доходов и богатства из одних рук в другие. В этой сфере противники капитализма также воспользовались мо-ментом, чтобы потребовать новых льгот, например гаран-тированной медицинской помощи, а также усиления нало-гового бремени для богатых людей. Экономический кризис и избрание президентом Барака Обамы выявили наличие в обществе сильного «подспудного спроса» на перераспре-деление. Чем это вызвано? Чтобы дать развернутый ответ на этот вопрос, необходимо вспомнить о генезисе капитализма и тщательнее проанализировать аргументы в пользу перераспределения.
/ Капиталистическая система сформировалась в 1750- 1850-х годах в результате трех революций. Первая из них носила политический характер: речь идет о триумфе либерализма, и в частности доктрины о естественных правах, а также тезиса о том, что функции государства должны ограничиваться защитой прав личности, в том числе права собственности. Вторая революция произошла в экономической теории — ее символом стал труд Адама Смита «Богатство народов». Смит показал: когда людям предоставляют свободу в реализации их экономических интересов, результатом становится не хаос, а спонтанный порядок — рыночная система, в рамках которой действия индивидов координируются лучше, а богатства создается больше, чем при государственном управлении экономикой. Третьей революцией, конечно, был Промышленный переворот. Технические инновации стали инструментом гигантского расширения возможностей человека в сфере производства. Результатом стало не только всеобщее повышение уровня жизни, но и появление у энергичных и предприимчивых людей шансов сколотить состояние, немыслимое в прежние времена.
Политическая революция—торжество доктрины прав человека — сопровождалась утверждением нравственных идеалов: освобождением от тирании и признанием самоцен-ности каждой личности, независимо от положения в общест-ве. В то же время нравственная оценка экономической революции отличалась неоднозначностью: многие считали капитализм греховным явлением. Стремление к обогаще-нию стало жертвой постулатов христианства, направленных против эгоизма и корыстолюбия.
Авторы концепции спон-танного порядка понимали, что она содержит в себе нрав-ственный парадокс — греховность отдельных людей может обернуться благом для общества.
Критики рынка всегда использовали в своих целях эти сомнения в его нравственности. Социалистическое движение поддерживалось тезисами о том, что капитализм порождает эгоизм, эксплуатацию, отчуждение и несправедливость. Более мягким проявлением этого же подхода стала концепция «государства всеобщего благосостояния»—перераспределения доходов руками властей во имя «социальной справедливости». Капитализму так и не удалось преодолеть эту изначальную нравственную неоднозначность. Его ценят за экономическое процветание, которое он приносит, и за создание необходимых предпосылок для политической и интеллектуальной свободы. Но большинство его защитников не готовы признать, что «капиталистический» образ жизни — реализация личных интересов за счет производства и торговли — заслуживает уважения и в нравственном плане (не говоря уж о том, чтобы назвать его благородным и тем более идеальным).
В причинах нравственной антипатии по отношению к рынку ничего загадочного нет. Она связана с этикой альт-руизма, глубоко укорененной в западной культуре, да и в большинстве других. По меркам альтруизма, реализация личных интересов в лучшем случае никак не связана с нравственностью и заслуживает нейтрального отношения, а в худшем — расценивается как грех. Конечно, успех на рынке достигается за счет добровольного обмена, а значит, удовлетворения потребностей других людей. Но верно и то, что людьми, добивающимися такого успеха, движут соображения личной выгоды, а в этике мотивы имеют не менее важное значение, чем результат.
В просторечии понятие «альтруизм» часто обозначает просто доброту или благожелательность. Но его реальное значение в историческом и философском смысле—это само-пожертвование. Для социалистов, которые и создали этот термин, он обозначал полное подчинение отдельной личнос-ти общественному целому. Как отмечает Айн Рэнд, «главный принцип альтруизма состоит в том, что человек не вправе жить ради себя, что единственное оправдание его существо-вания —это служение другим, а самопожертвование являет-ся высочайшим моральным долгом, добродетелью и цен-ностью». Альтруизм в этом строгом понимании стал основой доя различных концепций «социальной справедливости», ис-пользуемых для обоснования перераспределения богатства руками государства. Эти государственные социальные прог-раммы предусматривают принудительные жертвы со сторо-ны людей, которых облагают налогами для их финансирова-ния. Они означают использование индивида как «ресурса» для коллектива, как средства для достижения целей других людей. И в этом заключается основополагающая причина, по которой каждый сторонник капитализма должен осуждать их с нравственных позиций.
<< | >>
Источник: Палмер Т.Дж. Нравственность капитализма. То, о чем вы не услышите от преподавателей. 2012

Еще по теме Айн Рэнд и капитализм: нравственная революция:

  1. Предисловие: нравственность капитализма
  2. Палмер Т.Дж. Нравственность капитализма. То, о чем вы не услышите от преподавателей, 2012
  3. РАНД (РЭНД)
  4. Раздел II. Эпоха капитализма. Домонополистический капитализм
  5. 12.3. О нравственности
  6. Парадокс нравственности
  7. 3. НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ
  8. 3. Нравственно-философская позиция и экономические идеи
  9. Глава 12 Качество, духовность, нравственность
  10. Александр Владимирович Гличев. Качество, эффективность, нравственность, 2009
  11. Нравственная логика равенства и неравенства в рыночном обществе
  12. 29. Предпосылки возникновения, общая характеристика и идейная нравственность утопического социализма
  13. № 1. Основные черты «неолитической революции».
  14. Глава 7. Революция готовой модели
  15. 1.4. Неолитическая революция
  16. Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  17. 34. ВТОРАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  18. § 3. «Революция цен» в Европе
  19. № 58. Вторая технологическая революция: монополизация промышленности