Человеколюбие как ценность, которую мы выбираем


Но как быть с теми, кто беден, нетрудоспособен или по иной причине не может обеспечивать себя? Это отнюдь не праздный вопрос — просто он не должен быть первым вопросом, которым мы задаемся, анализируя ту или иную общественную систему. Представление о том, что главный критерий оценки общества—это его отношение к наименее продуктивным своим членами, является не чем иным, как наследием альтруизма. Христос говорил: «Блаженны нищие духом, блаженны кроткие». Но принцип справедливости не дает никаких оснований, чтобы относиться к нищим и кротким с особым пиететом и придавать их потребностям первостепенное значение. Если бы нам пришлось выбирать между коллективистским обществом, где все не свободны, но никто и не голодает, и индивидуалистским обществом, где все свободны, но некоторые голодают, я бы сказал, что с нравственной точки зрения предпочтение следует отдать второму, свободному обществу. Никто не вправе требовать, чтобы другие служили ему не по собственной воле, даже если от этого зависит его жизнь.
Однако такой выбор перед нами не стоит. На самом деле при капитализме даже беднякам живется лучше, чем при социализме или в «социальном» государстве. Опыт истории учит: в обществах, где нет свободы, как, например, в советском обществе, многие к тому же и голодают.
Те, кто способен трудиться, заинтересованы в эконо-мическом росте и техническом развитии, которые отличаются наибольшим динамизмом в условиях рынка. Капиталовложения и механизация позволяют задействовать труд людей, которые в ином случае не могли бы производить достаточно, чтобы себя обеспечить. К примеру, с появлением компьютеров и современных средств связи инвалиды получили возможность работать на дому.
Что же касается тех, кто просто не в состоянии рабо-тать, то в свободном обществе всегда существует множество форм частной помощи и филантропии за пределами рынка, представленных разнообразными благотворительными об-ществами и организациями. Необходимо сразу пояснить: между эгоизмом и благотворительностью нет никакого про-тиворечия. Учитывая, какую выгоду приносят нам контакты с другими, вполне естественным представляется благожела тельное отношение к своим ближним, сочувствие их бедам и оказание им помощи — если для этого не требуется жерт-вовать собственными интересами.
Однако между эгоисти-ческим и альтруистическим взглядами на общество сущест-вуют важные различия.
Для альтруиста человеколюбие — первостепенный этический принцип, и реализовывать его следует вплоть до самопожертвования, по принципу «отдай последнюю рубаш-ку». Отдавать — ваш нравственный долг, независимо от лю-бых других ценностей, что вы исповедуете, и от того, имеет ли право на вашу помощь тот, кому вы ее оказываете. Для эгоиста человеколюбие — один из многих способов реализации наших ценностей, включая ту ценность, которую имеет в наших глазах благополучие других людей. Делать это следует в контексте других ценностей, которые исповедует человек, по принципу «отдавать, когда это кому-то действительно поможет». Это не долг, и тот, кто получает помощь, не имеет на нее прав. Альтруист рассматривает человеколюбие как искупление вины, предполагая, что в таланте, успехе, продуктивности и богатстве есть нечто греховное или подозрительное. Эгоист рассматривает перечисленные характеристики как достоинства и считает щедрость по отношению к другим проявлением гордости за то, что мы ими обладаем.
Четвертая революция В начале статьи я отметил, что капиталистический строй стал результатом трех революций, каждая из которых представляла собой радикальный разрыв с прошлым. Политическая революция утвердила приоритет прав личности и принцип, согласно которому государство должно быть слугой человека, а не его хозяином. Экономическая революция принесла с собой понимание роли рынка. Промышленная революция резко расширила возможности применения плодов нашего интеллекта в производственных целях. Но порвать с прошлым в этическом плане человечество так и не сумело. Принцип, согласно которому способности индивида являются общественным достоянием, несовместим со свободой. Чтобы свободное общество сохранилось и процветало, необходима четвертая революция, которая утвердила бы моральное право человека жить ради себя. f
\
<< | >>
Источник: Палмер Т.Дж. Нравственность капитализма. То, о чем вы не услышите от преподавателей. 2012

Еще по теме Человеколюбие как ценность, которую мы выбираем:

  1. 4). Так как налог поднимает цену, которую платят покупатели, доРв и приводит к снижению цены, которую получают
  2. Таким образом, закон о сопоставимой ценности профессий окажет небла- гоприятное воздействие на некоторых представителей групп, которым
  3. КАК ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ НА АКЦИИ, КОТОРАЯ НЕ ДВИЖЕТСЯ?
  4. Общий излишек на рынке — это общая ценность товара для покупателей, опре- деленная как их готовность заплатить, за
  5. ВЫБИРАЕМ АКЦИИ
  6. Рабочий, заработная плата которого выросла за год на 10 %, рассматривает увеличение доходов как награду за
  7. 3.4. Менгер и субъективизм австрийской школы: концепция деятельности как множества субъективных этапов, субъективная теория ценности и закон предельной полезности
  8. КАКИЕ АКЦИИ ВЫБИРАТЬ ДЛЯ ТОРГОВЛИ НА МАЛЫХ ДОЛЯХ
  9. Поэтому после того как монополия определяет объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, она использует
  10. Цены на нефть снизились до 40-50 долларового порога, который был определен в прогнозе ИГСО от 6 октября. Как дальнейшее падение стоимости углеводородов отразится на курсе рубля по отношению к ведущим валютам?
  11. Таким обра- зом, потребитель выбирает набор из двух товаров таким образом, чтобы их предельная норма замещения равнялась
  12. Парадокс ценности
  13. Ценность (стоимость)
  14. 3. Издержки и ценность
  15. Ценность
  16. ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ
  17. ЦЕННОСТИ ВАЛЮТНЫЕ