загрузка...

Свобода и достоинство ключ к пониманию современного мира


Дейрдра Н. Макклоски
Промышленную революцию и наш современный мир породило изменение в оценке людьми рынка и инноваций. Однако в традиционных исторических концепциях для вопроса об отношении к торговле и инновациям, для либеральной мысли места не нашлось. Старая материалистическая версия гласит: причины Промышленной революции носят материальный характер. Это инвестиции и грабеж, рост накоплений и империализм. Все мы это слышали: «Европа разбогатела благодаря колониям», «Соединенные Штаты были построены на костях рабов», «Китай богатеет благодаря торговле».
Но что, если предпосылкой Промышленной револю-ции стали изменения в образе мысли людей, и особенно в их отношении друг к другу? Представим, что паровозы и компьютеры появились не благодаря растущим корпусам заводских цехов или нещадной эксплуатации африканцев, а потому, что изобретатели стали пользоваться уважением.
Экономисты и историки начинают осознавать: чтобы привести в действие маховик Промышленной революции, требовалось нечто большее, чем грабеж покоренных народов и первоначальное накопление капитала, — необ-ходимо было радикальное изменение в восприятии коммер-ции и инноваций на Западе. Люди обрели пристрастие к «со-зидательному разрушению» — замене старых идей новыми. Это как в музыке: новая рок-группа приносит с собой новую идею, и если достаточно людей добровольно примут ее, эта идея заменяет прежние. Если люди считают, что но-вая музыка лучше старой, последняя «разрушается» в ходе созидательного творческого процесса. Аналогичным обра-зом электрические лампочки вытеснили керосиновые лам-пы, а компьютеры — пишущие машинки. И все это проис-ходит нам во благо.
Подлинная история выглядит так: до того как голландцы в начале XVII века и англичане в начале XVIII изменили свой образ мысли, добиться почета можно было двумя способами —будучи воином или священником, в замке или в церкви. Людей, просто зарабатывавших на жизнь куплей-прода- жей или изобретавших что-то новое, презирали, считая их погрязшими в грехе мошенниками. В XIII веке тюремщик ответил на мольбы богача о пощаде такими словами: «Будет вам, мессир Арно Тессьер, вы купались в таком богатстве! Как же вы можете быть без греха?»
В 1800 году среднедушевой суточный доход во всех странах мира составлял, в пересчете на нынешние деньги, от 1
до 5 долларов. Примем за среднюю величину цифру 3 доллара. А теперь представьте, что в сегодняшних Рио, Афинах или Йоханнесбурге вам нужно прожить день на 3 доллара. (Некоторым, увы, и сейчас приходится делать это на практике.) Вам не хватит и на чашку капучино в Starbucks. Подобная нищета была ужасна тогда и ужасна сегодня.
Затем что-то изменилось — сначала в Голландии, по-том в Англии. Период революций и Реформации в Европе — с 1517-го по 1789 год — наделил правом голоса простых лю-дей, а не только епископов и баронов. Европейцы, а затем и жители других регионов мира начали восхищаться пред-принимателями вроде Бена Франклина, Эндрю Карнеги и Билла Гейтса. Представителей среднего класса стали счи-тать добропорядочными гражданами, дали им возможность творить добро и попутно богатеть. Люди «подписали конт-ракт» со средним классом, который с тех пор действует в разбогатевших странах вроде Британии, Швеции или Гонконга. Его условия таковы: «Не мешайте нам придумывать что-то новое и зарабатывать на этих инновациях кучу денег—в конечном итоге мы обогатим и вас».
Так и произошло. Начиная с электрической дуги Франклина и паровой машины Уатта в XVIII веке процесс инноваций на Западе, много веков отстававшем от Китая и Индии, набирал обороты, достигнув в XIX и особенно XX столетии головокружительной скорости.
[ СВОБОДА И ДОСТОИНСТВО ] 37
Достаточно было впервые в истории человечества наделить свободой и достоинством средний класс—и вот результат: паровой двигатель, ткацкий станок, конвейер, симфонические оркестры, железные дороги, аболиционизм, паровой штамповочный пресс, дешевая бумага, всеобщая грамотность, дешевая сталь, дешевое стекло, современная высшая школа, современные газеты, очистка воды, железобетон, женское движение, электрическое освещение, лифт, автомобиль, отпуска в Йеллоустоуне, пластмасса, полмиллиона новых книг, выходящих ежегодно только на английском, гибрид- ные зерновые, пенициллин, самолет, чистый воздух в городах, гражданские права, операции на сердце и компьютер.
В итоге впервые в истории простые люди, и особенно бедняки, обрели невиданное благосостояние — вспомните условия «контракта» со средним классом.
Сегодня самые бедные 5% населения США имеют столько же кондиционеров и автомобилей, сколько самые богатые 5% жителей Индии.
На наших глазах то же самое происходит в Китае и Индии — странах, где живет 40% населения планеты. Главное событие современности в сфере экономики—не «великая рецессия» 2007-2009 годов, при всей ее болезненности, а то, что Китай (в 1978 году) и Индия (в 1991-м) взяли на вооружение либеральные экономические идеи и принцип «созидательного разрушения». Теперь в этих странах производство товаров и услуг на душу населения каждые 20 лет увеличивается в четыре раза.
Сегодня в тех многочисленных странах, где среднему классу обеспечиваются свобода и достоинство, люди в среднем зарабатывают и тратят по 100 долларов в день. Вспомним: 200 лет назад в пересчете на нынешние цены эта цифра составляла 3 доллара. При этом мы не учитываем громадное повышение качества многих товаров и услуг — от электрического освещения до антибиотиков. По самым осторожным оценкам, уровень материального благосостоя-ния молодых людей в Японии, Норвегии и Италии сейчас примерно в 30 раз выше, чем у их прапрапрапрадедов. Все другие «прорывы» последних столетий—демократизация, освобождение женщин, повышение средней продолжитель-ности жизни и уровня образования, духовное развитие, революция в искусстве — также прочно связаны с «осново-полагающим фактом» новой и новейшей истории: ростом на 2900% в области обеспечения продовольствием, образо-вания и путешествий.
Этот «основополагающий факт» настолько масштабен и беспрецедентен, что его нельзя связать с такими «будничными» причинами, как развитие торговли, эксплуатация, инвестиции и колониальные захваты. Именно подобные «рутинные» явления так хорошо умеют объяснять экономисты. Однако все они имели место—ив больших масштабах — и в Китае, Османской империи, Древнем Риме и Южной Азии. Рабство было распространено на Ближнем Востоке, торговля — в Индии, китайские императоры тратили огромные средства на строительство каналов, а римские цезари — на прокладку дорог. Но «основополагающий факт» в этих странах не стал реальностью. Значит, в традиционных объяснениях экономического порядка кроются серьезные изъяны.
Иными словами, попытки объяснить современный мир исключительно в рамках экономического материализма — будь то исторический материализм левых или эконо-мические теории правых — ошибочны. Ключ к разгадке — идеи человеческого достоинства и свободы. Как выразился специалист по экономической истории Джоэл Макир, «эко-номические изменения в любую эпоху зависят от мышления людей куда больше, чем полагают большинство экономис-тов». Гигантские перемены материального плана были не причиной, а следствием. Причиной же того благосостояния и свободы, которыми мы пользуемся сейчас, стали идеи — «риторика».
<< | >>
Источник: Палмер Т.Дж. Нравственность капитализма. То, о чем вы не услышите от преподавателей. 2012

Еще по теме Свобода и достоинство ключ к пониманию современного мира:

  1. 7.1.3. Взаимодействие России с основными группами стран современного мира
  2. 7.1.3. Взаимодействие России с основными группами стран современного мира
  3. Тема IV.1. Экономические державы мира в современном Мировом разделении труда
  4. Часть 1 Достоинства предпринимательского капитализма
  5. Каковы достоинства и недостатки государственного сектора?
  6. Часть II. Революция "под ключ": новый взгляд на бизнес
  7. Каковы достоинства и недостатки акционерного капитала?
  8. РУКА-КЛЮЧ
  9. Экстенсивный рост: в чем его достоинства и пределы?
  10. КОНТРАКТ ПОД КЛЮЧ
  11. 9.4.1. Ключ к успеху: симбиоз государства и бизнеса
  12. § 68. Разоружение — ключ к решению глобальных проблем
  13. 5. Полилогизм и понимание
  14. 8. Концептуализация и понимание
  15. Общее понимание нужности
  16. Понимание стоимости в экономике
  17. 2.10.1. Проблема понимания цен
  18. 1. Простейшее понимание экономики. Экономия. Хрематистика
  19. 1. Простейшее понимание экономики. Экономия. Хрематистика
  20. Правила инфляции: от привычки к пониманию