Этический компонент русской философии

На основе духовных ценностей, православной этики возникла, развивалась и развивается русская философская мысль, соединяющая в себе рациональное с иррациональным и породившая учение о «целостности духа» как основы целостного бытия.
Еще славянофилы выступили с критикой ограниченности рационального мышления и ввели понятие «живознание» (И.В.Киреевский) как единственной основы истинного, полного, конкретного знания. «Живознание, — по С.Л.Франку, — это знание, в котором реальность сама раскрывается внутри нас». От себя добавим, что одухотворенное знание есть результат синтеза интеллекта и духа. Целостное познание, цельная Истина раскрываются на основе единства всех духовных сил: чувственного опыта, рационального мышления, эстетической прецепции, нравственных ценностей и религиозного созерцания.
Все русские философы, включая и позитивистов, полностью признавали значение нравственного опыта, который находил свое выражение в единстве теоретической истины и праведности. Русская философская мысль билась над разработкой теории о мире как едином целом.
Сейчас, в преддверии XXI в., мы можем со всей убежденностью повторить вслед за Н.О. Лосским, что религиозная и нравственная составляющие русской философской мысли — это не результат ее отсталости от схоластики средних веков Запада, не ее повторение, а восхождение по спирали на основе использования всех достижений науки и современной философии, особенно современной высокоразвитой гносеологии с целью получить интегрированное знание о мире.
Таким образом, краткое ознакомление с основополагающими этическими нормами русского народа, его духовно-философским наследием позволяют, во-первых, подчеркнуть их совпадение в подавляющей своей части с тенденциями нового мировоззрения, парадигмой социально-
экономического развития человечества. Во-вторых, этика русского народа, его менталитет как раз и явились, можно сказать, той благодатной почвой, на которой происходило единение народов, формирование российской цивилизации, в которую вкрапливались и органически с ней сливались духовно-культурные ценности внутрироссийских этносов и сопредельных наций. В-третьих, формирование рыночной экономики как неизбежной данности с самого начала должно быть направлено в русло общемировых тенденций социально-экономического развития и морально-этических норм русского народа. А это требует обуздания стихийных рыночных сил введением различного уровня жесткости общественно-государственного регулирования социально-экономических процессов.
<< | >>
Источник: В.Я. Иохин. Экономическая теория. 2006

Еще по теме Этический компонент русской философии:

  1. Философия контракта
  2. Философия и экономика
  3. 1. Благосостояние: экономич. и этический аспекты. Причины неравенства
  4. Экономический и этический аспекты благосостояния
  5. Философия общей судьбы
  6. 4. иИовая» историческая школа: историко-этическое направление
  7. 2. М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  8. 2. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория
  9. Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
  10. 1. Философия конфискации
  11. 4. «НОВАЯ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ИСТОРИКО-ЭТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  12. КОМПОНЕНТ
  13. 24. Основные компоненты рынка труда
  14. 2. Предпринимательская компонента в валовой рыночной ставке процента
  15. 2. Компоненты совокупного спросаи уровень запланированных расходов
  16. Этика как определяющая компонента жизнедеятельности человека и общества
  17. ГЛАВА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ВВП И ЕГО КОМПОНЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПАРИТЕТОВ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ВАЛЮТ
  18. 13.1. АРМ менеджера как компонент информационно-вычислительной среды
  19. 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ Ф. ХАЙЕКА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ