Этика отношений собственности и труда

Приступая к анализу этики русского народа, обратимся к одной из основополагающих экономических категорий — собственности.
Православная этика не признает собственность ни благом, ни злом, но она может быть и тем, и другим.
Поэтому она не может служить основанием, предопределяющим социально-экономическую систему, но может стать и становится орудием социально-экономического устройства общества. Богатство само по себе не является злом, равно как и нищета — добродетелью. Главное заключается в том, что богатство не может сводиться лишь к материальным ценностям. Таковыми являются свойства и достоинства человека (здоровье, способности, навыки, образованность, одухотворенность и т.п.). Богатство пагубно лишь тогда, когда становится самоцелью. Осуждается неправедно приобретенное богатство. При этом
предполагается, что достоинства человека, как и богатство, наращиваются творческой и культурной деятельностью, ибо они наилучшим образом формируют личность человека.
Вся предыстория и история христианства на Руси предопределили невозможность юридического закрепления римского права собственности. Специфика заключалась в постепенном слиянии и сращивании собственности и власти. А если учесть, что происходила нарастающая интеграция православия, власти и собственности, то станет очевидным этическая, экономическая и этатическая основа формирования русского менталитета, его системы ценностей.
Православная этика осуждает потребительство и тем более порицает гедонизм, хотя и не превозносит аскетизм. Используя современные термины, этика русского человека как потребителя определяется принципом необходимой достаточности. В отношении русского менталитета пирамида Маслоу не может быть критерием ранжирования потребителей. Между прочим, и в условиях надвигающейся технологической революции она все в большей степени перестает отвечать чаяниям и устремлениям Западного мира. Истинное благополучие русским человеком оценивается не материальным изобилием, а, как точно подметил В.Н.Татищев, «спокойствием души и совести». Однако цена этому спокойствию — вечное терзание. Бытовое преуспевание — стандарт западной повседневности, но не удел русского человека, а лишь необходимое приложение к системе духовных ценностей.
Если исходить из этики труда, то она базируется на праведности труда и богатства. Протестантизм с его рационализмом увязал труд с материальным достатком и богатством, которые якобы и предопределяют значимость личности, ее «избранность». Отсюда и проистекает собственно идея потребительского общества, которое стало результатом взаимодействия
двух составляющих — рыночных сил и этических ориентиров развития общества.
Православие настаивает на труде во имя достижения собственного и всеобщего благоденствия, которое включает в себя в первую очередь духовное, нравственное благополучие.
Если обратиться к современной интерпретации термина «трудовая деятельность» работника в рамках западной и русской этики, то с полным основанием можно утверждать, что для западного работника определяющим является эффект замещения свободного времени рабочим, а для русского человека довольно быстро вступает в действие эффект достаточного дохода, с которым сопряжена более высокая ценность свободного времени по сравнению с рабочим. Отсюда, очевидно, и проистекает легенда о лености русских. С точки зрения западного потребительского общества это, возможно, и так, но с точи зрения русского менталитета существует необходимая материальная достаточность, которая позволяет оставлять время для «работы души».
<< | >>
Источник: В.Я. Иохин. Экономическая теория. 2006

Еще по теме Этика отношений собственности и труда:

  1. Динамика отношений труда и собственности
  2. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
  3. Глава 2. Отношения собственности
  4. 1. Структура отношений собственности
  5. 5. Преобразование отношений собственности
  6. Глава 31. Перестройка отношений собственности
  7. Преобразование отношений собственности
  8. Экономическое содержание отношений собственности
  9. ТЕМА З. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  10. 4. Противоречия на уровне отношений обобществления и собственности
  11. Тема 3. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ
  12. Эволюция отношений собственности в сельском хозяйстве
  13. ТЕМА 2. Отношения собственности и их трансформа-ция в переходной экономике
  14. 2. Права собственности, трансакционные издержки, контрактные отношения
  15. 2. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ, КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  16. Каким образом связаны между собой собственность и социальные отношения?
  17. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
  18. § 38. Институциональные изменения в системе отношений собственности в сельском хозяйстве. Аграрно-промышленный комплекс